Это управленческое
действие многие менеджеры небезосновательно считают секретом. Кто умеет его
осуществлять, тот чаще других достигает успеха в управленческой деятельности.
Менеджер, который им владеет, имеет все основания называться хорошим
организатором: он не просит должностей — их ему предлагают. Обладатели
«секретного оружия» в значительной степени постигли секрет карьеры.
Управленческое действие, о котором идет речь, называется делегированием.
Делегирование — это такая
организация работы, при которой руководитель распределяет между подчиненными
конкретные задания. Можно сказать и иначе: делегирование есть передача
подчиненному задачи или действия, которое должен осуществить руководитель,
вместе с необходимыми для этого полномочиями.
Делегирование
— действие, совершенно необходимое. Хочет руководитель или не хочет, нравится
ему или нет, умеет он или не умеет — делегировать вынуждает жизнь. Можно
сказать, что это — объективная необходимость. Если руководитель умеет
распределять между подчиненными конкретные задания, значит, он овладел одной
из основных заповедей управленца: «Не я должен подчиняться работе, а работа
должна подчиняться мне». Почему делегирование является необходимым? По
меньшей мере по двум причинам:
- Ежедневный объем работы,
которую предстоит выполнить руководителю, всегда превышает его
физические и временные возможности: ежедневно он должен делать больше,
чем может, и это нормально. А поручение дел, заданий своим подчиненным
позволяет руководителю выполнить больший объем работы.
- Естественно, что
подчиненный способен делать какую-то работу или справиться с какой-либо
задачей лучше, чем шеф. Этого не следует бояться, а следует поощрять и
культивировать. Хороший менеджер не тот, кто может делать любое дело
лучше своих подчиненных, а тот, кто руководит так, что каждый
подчиненный делает свое дело наилучшим образом.
Делегирование
является одной из ключевых задач в менеджменте. Но, несмотря на это, есть
менеджеры, которые стараются, по возможности, избегать делегирования. Почему?
В основе такой позиции лежат чисто психологические причины, стереотипы
сознания, а иногда опасения. В чем они состоят?
1.
Делегирование — это избавление от лишней неинтересной работы. Кроме того,
стыдно навязывать другому работу, которую я могу сделать сам.
Это,
конечно, заблуждение. Если руководитель умеет ставить цели и планировать, то
понятие «лишняя работа» вообще перестает существовать. Навязывать работу
плохо, но если руководитель овладел методами, способами мотивации сотрудников
к труду, то о навязывании не может быть и речи.
2.
Делегирование — перепоручение дел, это способ уйти от ответственности,
свалить ее на подчиненного.
Это
неверно! Делегирование есть форма разделения труда и, соответственно,
разделения ответственности, причем не всегда в сторону уменьшения. Подумайте
сами: в любом случае за положение дел в подразделении отвечает руководитель,
и при делегировании его ответственность не понижается, а возрастает. Ведь
теперь он отвечает уже не только за решение задачи, но и за того человека (а
точнее — за правильность своего выбора), которому поручено выполнение задачи.
Так что делегирование не снижает ответственности и не избавляет от нее, а,
наоборот, повышает ответственность и руководителя, и сотрудников. Кстати, в
этом и кроется одна из причин сопротивления делегированию обеих сторон.
3.
Делегирование предполагает получение новых обязанностей. Я должен подобрать
подходящего сотрудника, стимулировать и контролировать его действия, дать
необходимые инструкции, разъяснения и т. д., причем безо всякой гарантии, что
работа будет выполнена. Гораздо быстрее и надежнее сделать это самому.
Конечно,
делегирование требует времени. Но если оно осуществляется эффективно, то
руководитель выигрывает больше времени, чем тратит. Так что приведенное выше
опасение — следствие неумения делегировать, и не более того. Ведь эффективно
организованное делегирование дает очень многое. Судите сами:
- Делегирование есть способ
мотивации сотрудников.
- Делегирование дает
руководителю возможность узнать способности сотрудников, уровень их
квалификации, определить их потенциальные возможности.
- И, наконец, делегирование
позволяет найти время для решения стратегических задач и задач группы А,
не выпуская из поля зрения остальные. Иными словами, не будет
преувеличением сказать, что умение делегировать это и есть умение делать
что-то руками других, то есть руководить.
Психологические
условия успешного делегирования
Сначала
выясним, что можно делегировать, а что — нет. Делегировать в любом случае
надо:
- рутинную работу;
- специализированную
деятельность (то есть ту самую, которую ваши сотрудники могут выполнить
лучше, чем вы);
- решение частных вопросов;
- подготовительную работу
(проекты и т. д.).
Вообще в каждом
конкретном случае проверяйте любое из предстоящих вам дел на возможность
делегирования. Руководствуйтесь предельно простым принципом: все, что могут
делать сотрудники, должны делать сотрудники. Для начала попробуйте оценить
возможность делегирования таких видов работ, как следующие:
а)
предварительная формулировка (но не окончательное утверждение!) целей,
планов, программ и проектов, по которым вы должны принимать решения;
б)
участие вместо вас в совещаниях, на которых излагаются ваши проекты и
предложения.
Никогда не подлежат
делегированию:
- Такие функции руководителя,
как постановка целей, окончательное решение по стратегическим вопросам;
контроль результатов.
- Мотивация сотрудников.
- Задачи особой важности.
- Задачи высокой степени риска.
- Необычные, исключительные
дела.
- Актуальные, срочные дела,
не оставляющие времени для объяснений или перепроверки.
- Конфиденциальные задачи.
Итак,
начиная рабочий день, рассмотрите возможность делегирования каждой имеющейся
задачи, выделите те, которые подлежат делегированию, и действуйте.
Когда
делегировать? В ежедневных рабочих ситуациях — всегда, так часто и так много,
как и сколько позволяет рабочая обстановка. Кроме того, делегирование должно
быть использовано в случае, когда рабочая ситуация существенно изменилась и
возникла необходимость перераспределить функции и полномочия. Такое бывает:
- при изменении структуры
персонала (новое назначение, повышение по службе, увольнение и т. д.);
- при реорганизации или
структурной перестройке отдела (фирмы, подразделения);
- в кризисных ситуациях;
- в случае появления новых
сфер деятельности или при изменении компетенции.
Само
собой разумеется, что делегирование есть не простое поручение или
перепоручение задачи, а такое поручение задачи, которое соотнесено с
возможностями и способностями (а также загруженностью!) подчиненных.
Загруженность сотрудников — важнейший регулятор вашей активности при
делегировании.
Правила
делегирования
- Передавайте свои полномочия
не из соображений престижа, а исключительно для пользы дела. Дело, его
польза, а не амбиции являются критериями делегирования.
- Используйте делегирование
как средство усиления уверенности подчиненных в своих силах. Это не
менее, если не более, важно, чем решение самой поручаемой задачи.
- Будьте готовы поддержать
того, кому вы делегировали задачу. Даже самый самостоятельный и
компетентный сотрудник нуждается в поддержке босса хотя бы для того,
чтобы быть уверенным в том, что босс все еще считает его самостоятельным
и компетентным.
- Учитывайте то, что, получив
задание, подчиненный может принять не самые точные, а порой и ошибочные
решения. Конечно, есть задачи, которые должны решаться безошибочно, но
как раз их и не следует поручать другим.
- Делегируйте
непосредственно, не используя передаточные звенья, чтобы избежать
эффекта «испорченного телефона». Вспомните закон «расщепления» и
искажения смысла управленческой информации, который сможет сослужить
плохую службу.
- В случаях, когда сотрудники
совершают ошибки в выполнении делегированных функций, объективно
разбирайте существо дела, суть ошибки, а не личностные качества,
недостатки и просчеты подчиненного. Ведь в конце концов именно вы
выбираете его для решения данной задачи. Так что критикуйте осторожно,
требуйте не извинений, а объяснений причин, которые привели к ошибке, и
конструктивных предложений по исправлению положения.
- Передав подчиненному задачу
и соответствующие полномочия, не вмешивайтесь в ход ее решения без
довольно веских оснований, то есть до тех пор, пока не увидите, что
могут возникнуть серьезные осложнения.
- Принимайте на себя
ответственность за все решения, которые сделаны вашими подчиненными,
получившими от вас необходимые полномочия. В случае успеха отдайте его
подчиненному — непосредственному исполнителю задания, в случае неудачи
возьмите ответственность на себя. Можете быть уверены, что это оценят по
достоинству.
И
последнее: если вы не хотите ошибиться, когда выбираете, кому делегировать
задачу, действуйте по принципу: «Делегировать задачу надо не тому, кто хочет,
а тому, кто может и способен ее решить».
Как
видите, перечисленные рекомендации, несмотря на их важность, носят все-таки
достаточно общий характер. Поэтому обратимся к известным в психологии
управления правилам эффективного делегирования, которые сформулированы
западными исследователями.
Двадцать
критериев успешного делегирования
- Делегируйте
заблаговременно. Решение о том, что и кому вы хотите или должны
поручить, принимайте сразу после составления рабочего плана на день.
- Делегируйте, сообразуясь со
способностями и возможностями своих сотрудников.
- Помните — делегирование без
мотивации и стимулирования невозможно! Мотивируйте сотрудников во время
делегирования.
- Делегируйте задачу или
работу по возможности целиком, а не в виде частичных изолированных
заданий.
- Каждый раз при
делегировании объясняйте, о чем идет речь: об единичном случае или о
постоянном делегировании.
- Решение однородных задач
лучше поручать одному и тому же сотруднику.
- Убедитесь в том, что сотрудник
может и хочет взяться за работу.
- Остерегайтесь того, чтобы,
так сказать, «для надежности» поручать одну и ту же работу двум
сотрудникам, не знающим об этом.
- Передавайте вместе с
задачей полномочия и компетенцию (вплоть до права подписи документов, если
это необходимо).
- Как можно более точно и
полно инструктируйте сотрудников при делегировании. Удостоверьтесь в
том, что порученное задание понято правильно. Помните, что подчиненный
может сделать только то, что вы ему скажете, а не то, что вы себе представляли
или имели в виду при изложении задания (закон «неопределенности
отклика»).
- При инструктировании важно
не только объяснять суть задания, но и его смысл и цель.
- Крупные и важные задания
рекомендуется поручать приказным путем в письменной форме. Это, конечно,
не снимает необходимости мотивировать и тщательно инструктировать
сотрудника.
- Если задание сложное и
новое, то, поручая его, следует применить пятиступенчатый метод. Ступени
этого метода имеют определенный психологический смысл:
- подготовить сотрудника
(мотивация);
- объяснить задачу (подробная
инструкция);
- показать, как делать работу
(дать образец);
- доверить сотруднику
выполнение работы под наблюдением и корректировать его действия;
- передать сотруднику работу
целиком, оставив за собой только контроль.
- Предоставляйте подчиненному
возможность дальнейшего профессионального обучения и даже служебного
роста в целях лучшего выполнения порученных задач.
- Обеспечьте доступ к любой
необходимой информации. О важности задачи сотрудники судят во многом по
тому, насколько полно и своевременно они получают информацию.
- Избегайте того, чтобы без
веских причин вмешиваться в рабочий процесс.
- Вместе с тем создайте у
подчиненного уверенность в том, что в случае возникновения трудностей
или проблем он всегда может попросить у вас совета или поддержки.
- Договоритесь с сотрудником
о том, когда, как часто и в какой форме он будет сообщать вам, как
продвигается дело.
- Контролируйте конечные
результаты порученного и немедленно информируйте сотрудника об итогах
контроля.
- Конструктивно хвалите
успехи и критикуйте недостатки в выполняемой работе.
Таковы
критерии (принципы) успешного делегирования. Их соблюдение позволяет избегать
многих неприятностей. Но критерии эффективного делегирования не так просто
использовать в практике управления. Для облегчения этой задачи специалисты
предлагают список вопросов, ответы на которые помогут руководителю дать
конкретные поручения подчиненным. Ответьте и вы на эти вопросы, и тогда
поручение сотруднику будет сделано более квалифицированно.
- Что? Что вообще надо делать?
Какие частичные задачи надо выполнить отдельно? Каким должен быть
конечный результат? Какие отклонения от него могут быть приняты во
внимание? Каких трудностей следует ожидать?
- Кто? Кто является наиболее
подходящей кандидатурой для выполнения этой задачи? Кто должен помогать
при ее выполнении?
- Почему? Почему мы должны выполнять
данную задачу или деятельность? Какой цели она служит? Что произойдет,
если работа не будет сделана полностью или частично?
- Как? Как следует подходить к
выполнению задачи? Какие методы и способы применять? На какие
нормативные документы (предписания, инструкции) следует обратить
внимание? Какие инстанции и подразделения надлежит проинформировать?
Какими могут быть затраты?
- С помощью чего? Какие вспомогательные
средства могут и должны быть использованы? Какие документы могут
понадобиться?
- Когда? Когда следует начать
работу? Когда нужно ее завершить? Какие промежуточные сроки должны быть
соблюдены? Когда сотрудник должен проинформировать меня о положении дел?
Когда я должен проконтролировать ход выполнения задачи?
Ошибки
делегирования
В
заключение мы хотели бы остановиться на анализе некоторых типичных ошибок при
делегировании. Знание их может помочь вам выработать свой собственный стиль
делегирования и разобраться в том, как можно его улучшить.
- Неумение инструктировать.
От того, как подчиненный понял указание, зависит, справится ли он со
своей задачей. Инструктирование:
- показывает значимость,
важность и ответственность поручаемого дела и тем самым настраивает
сотрудника на качественное решение, на серьезное отношение к делу;
- позволяет избежать соблазна
объяснить неудачу тем, что «меня плохо проинструктировали».
- Фиктивное делегирование.
Это ситуация, когда делегируются те задачи, функции и полномочия,
которые подчиненные имеют в силу их должностных обязанностей. Для того
чтобы этого не случилось и вы своими действиями не дискредитировали
себя, прежде чем делегировать, ознакомьтесь с должностными обязанностями
сотрудников. А если таковых нет, разработайте их. Это полезно и даже
необходимо со многих точек зрения. Удивительно, но факт: многие
сотрудники плохо знают (или знают лишь в общих чертах) свои должностные
обязанности. Об организации труда в таком коллективе едва ли можно
говорить всерьез.
- Ошибка в выборе делегата.
От этой ошибки никто не застрахован, однако соблюдение правил
делегирования сведет возможность и последствия этой ошибки к минимуму.
- Ориентация не на дело, а на
личности. Ворчливость, несдержанность, излишняя эмоциональность в таком деликатном
деле, как делегирование, недопустимы. А хладнокровие и ровные отношения
с подчиненными необходимы.
- Делегирование функций и
полномочий группе сотрудников без определения индивидуальной
ответственности.
- Боязнь «уронить авторитет».
Если вы чего-то не знаете, то лучше проконсультироваться у специалиста.
Что касается сотрудников, то им можно правдиво признаться, что вы не
знаете, как решить данную задачу. Это не нанесет сильного удара по
вашему авторитету.
- Наиболее опасной ошибкой
при делегировании является перепоручение подчиненным объединяющей
функции руководства. Основным координатором деятельности подчиненных
является именно руководитель.
Итак,
делегирование — это не способ уйти от ответственности, а форма разделения
управленческого труда, позволяющего повысить его эффективность. Делегирование
облегчает работу руководителя, но не снимает с него обязанности принимать
окончательное решение, а именно эта обязанность и делает работника
руководителем.
Полностью
методы делегирования изучаются в курсах "Теория управления" и "Методы
оптимизации управления" программы "Управление и менеджмент"
Системы Дистанционного Образования Элитариума.
|