Самые радостные моменты нашей жизни и моменты тяжелых переживаний и стрессов чаще всего связаны с другими людьми. Вся наша жизнь проходит в общении, но кто-то общается с другими людьми, по большей части, только в частной жизни, а для кого-то общение является важным элементом профессиональной деятельности. Это профессии сферы «человек-человек». Основное отличие данных профессий в том, что кроме деловой составляющей, в них присутствует личностная составляющая взаимодействия. Т.е. работа профессионалов данной сферы деятельности всегда окружена эмоциями, к несчастью, не всегда положительными, что в итоге может привести к синдрому эмоционального выгорания на работе.
Синдром эмоционального выгорания – это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов. Это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной (способность к умственному восприятию и переработке внешней информации) и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.
При наличии данного синдрома, человек вырабатывает механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Отчасти данный механизм помогает, поскольку позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его отрицательные следствия, влияющие на эффективное исполнение профессиональной деятельности и отношения с партнерами.
Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно узнать, как обстоят дела с Вашим эмоциональным выгоранием. Для проверки и коррекции своего состояния мы предлагаем воспользоваться методикой, которая позволяет оценить различные стадии эмоционального выгорания и увидеть ведущие симптомы «выгорания». Методика состоит из 84 утверждений, к которым необходимо выразить свое отношение.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (Автор В.В. БОЙКО)
Инструкция: Читайте утверждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности – пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
- Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
- Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
- Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
- Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
- Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.
- От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
- Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
- Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
- Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
- Моя работа притупляет эмоции.
- Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
- Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
- Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
- Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
- Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
- Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
- Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
- Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
- Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
- Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
- Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
- Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
- Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
- При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
- Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
- Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
- Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
- У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
- Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
- В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
- Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
- Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
- Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
- Я очень переживаю за свою работу.
- Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
- При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
- У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
- Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
- Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
- Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
- Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно
- Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно
- Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
- Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
- Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
- Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
- По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
- После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
- На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
- Успехи в работе вдохновляют меня.
- Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
- Я потерял покой из-за работы.
- На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов).
- Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
- Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
- Я часто работаю через силу.
- Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
- В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
- Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
- После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
- Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
- Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
- Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
- Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
- Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
- Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
- Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
- Обычно я тороплю время; скорей бы рабочий день кончился.
- Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
- Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
- Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
- Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
- Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
- Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
- Моя карьера сложилась удачно.
- Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
- Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
- Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
- Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
- Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
- Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
- Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.
- Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
- Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
ОБРАБОТКА ДАННЫХ
Подсчитайте сумму баллов отдельно по каждому из симптомов «выгорания». Как это сделать? Под каждой из 3-х фаз «выгорания» (см. ниже) находятся по 4 симптома. После названия симптома идут цифры (это номера вопросов из теста), перед которыми находятся знаки «+» или «-», а после которых в скобках стоят «баллы» за каждый вопрос.
Баллы подсчитываются следующим образом. Рассмотрим на примере: если в фазе напряжения, по первому симптому «Переживание психотравмирующих обстоятельств» Ваш ответ на вопрос №1 был положительным (и перед номером вопроса стоит «+»), то ставим себе 2 балла (цифра в скобках), если Ваш ответ на данный вопрос отрицательный, то ничего не ставим.
Если Ваш ответ на вопрос №73 был отрицательный (и перед номером вопроса стоит «-»), то ставим себе 5 баллов (цифра в скобках), если Ваш ответ положительный, то ничего не ставим.
Таким же образом, обработайте все вопросы. Далее, количество баллов суммируется по каждому «симптому» и определяется количественный показатель выраженности симптома.
ФАЗА НАПРЯЖЕНИЯ
- Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10). +61(5). -73(5)
- Неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5). +74(3)
- «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5). +63(1), -75(5)
- Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)
ФАЗА РЕЗИСТЕНЦИИ
- Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)
- Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10). -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
- Расширение сферы экономии эмоции: +7(2). +19(10), -31(2), +43(5). +55(3), +67(3), -79(5)
- Редукция профессиональных обязанностей: +8(5). +20(5), +32(2). -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)
ФАЗА ИСТОЩЕНИЯ
- Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)
- Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2). +46(3). +58(5), +70(5), +82(10)
- Личностная отстраненность: +11(5), +23(3). +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)
- Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)
Интерпретация результатов. Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
- 9 и менее баллов — не сложившийся симптом
- 10-15 баллов — формирующийся симптом
- 16 и более — сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания». Обратите на это особое внимание, именно здесь необходимо вносить изменения в Вашей жизни.
*********
Потренируемся!
На основе данной методики, Вы достаточно точно определили Ваше текущее состояние. Теперь не менее важно наметить индивидуальные меры профилактики и коррекции. Еще раз посмотрите, какие из "симптомов” набрали большее количество баллов. Определите 3 с наибольшим колличеством баллов. Подумайте, во-первых над тем, почему именно данные симптомы у Вас являются ведущими. Во-вторых, что возможно изменить по данным аспектам Вашей жизнедеятельности, чтобы результат был другим.
В случае, если Вы не смогли найти решение самостоятельно, кратко опишите Ваши результаты и задайте нам вопрос.
Удачи!
http://clubdisc.ru