Вторник, 07.01.2025, 16:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 92
Block title
Block content
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Эффективные продажи

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Живой брэнд» компании. Нили Бендапуди, Венкат Бендапуди
«Живой брэнд» компании.

Нили Бендапуди, Венкат Бендапуди


Хорошо обслуживать клиентов может любая компания, даже мелкие розничные магазины, которые платят своим сотрудникам совсем немного. Самое главное, чтобы люди были преданы своему брэнду.

O
КАКИХ КОМПАНИЯХ мы сразу же вспоминаем, когда речь заходит о высоком качестве обслуживания по¬купателей? Чаще всего о тех, которые предлагают товары или услуги класса люкс. И если почитать специальную литературу или поговорить с потреби¬телями, то легко прийти к выводу, что высококлассное обслуживание — прерогатива нескольких избранных компаний и остальные, не вошедшие в этот узкий круг, обречены в лучшем случае на посредственную работу.
Но и компании, ориентирующиеся на массовый спрос, добиваются от своих сотрудников высшего уровня обслужи¬вания потребителей. Как им это удает¬ся? Секрет в том, что они рассматрива¬ют свой персонал как «живой брэнд», то есть неотъемлемую часть брэнда, и по¬тому, не жалея времени и сил, так воспи¬тывают и развивают своих сотрудников,
чтобы те воплощали его основные цен¬ности. Более того, воспитанию персо¬нала они придают не меньшее значе¬ние, чем созданию рекламных слоганов. Достаточно посмотреть, как работают две сети круглосуточных продовольст¬венных магазинов шаговой доступнос¬ти. Одна из них — QuikTrip (QT), част¬ная компания со штаб-квартирой в Талсе (штат Оклахома) и оборотом $4 млрд; ее 462 магазина работают в центральном, западном и южном ре¬гионах США. Другая — частная компа¬ния Wawa с оборотом $2,8 млрд и штаб-квартирой в Ваве (штат Пенсильвания); у нее 500 магазинов в пяти восточных штатах. Три года подряд QT попадала в список Fortune-100 в категории «луч¬ший работодатель» и в 2005 году заняла в нем 19-е место. Компания Wawa регу¬лярно оказывается в числе лучших част¬ных компаний США, которых отбирает


журнал Forbes. Текучесть кадров в QT и Wawa составляет 14% и 22% , что намно¬го ниже среднего уровня по отрасли. На каждую вакансию в сети Wawa претен¬дуют несколько сотен кандидатов, а QT в 2004 году получила 118 580 заявлений на 284 новые вакансии. У обеих сетей есть постоянные клиенты — они даже создают блоги и интернет-сайты, по¬священные этим компаниям. В сообще¬стве «Мы любим Wawa» на сайте live-journal.com — более 700 человек.
Но дело не только в эмоциях. Финан¬совые результаты обеих компаний пре¬восходят средние по рынку. С 1977 по 2003 год курс акций Wawa рос на 17% в год, почти вдвое быстрее, чем индекс S&P-500, а курс акций QT последние три года — в среднем на 19,2% в год.
В 2003—2004 годах мы изучали от¬расль в целом и работу этих двух сетей в частности. Мы выявили шесть прин¬ципов, которым следовали обе компа¬нии, развивая у сотрудников предан¬ность своим брэндам и создавая культуру качественного обслуживания. Их пример показывает, сколь многого могут добиться компании, работающие в отрасли с минимальным уровнем зар¬плат, если они инвестируют в персонал


Секреты «живого брэнда»
Знать, что искать. Обычно компании знают, какими навыками и качествами должны обладать ее сотрудники и что для этого нужно делать. Тем не менее очень часто им не хватает дисциплины, чтобы систематически проводить соот¬ветствующую работу, не ограничиваясь такими неопределенными категория¬ми, как «склонность к работе в сфере услуг» или «ответственное отношение к делу». Но даже если компания хорошо представляет себе, чего ждет от своих работников, ей следует пойти еще даль¬ше и решить, что делать — «строить» или «покупать», то есть понять, какие качества и навыки можно воспитать у нынешних сотрудников, а какие надо «покупать», нанимая новых.
Руководители QT уверены, что глав¬ное — найти «хороших» людей, кото¬рые дружелюбно относятся к окружа¬ющим, поскольку это качество трудно развить: либо оно есть, либо его нет. Учитываются также способность рабо¬тать в команде, готовность учиться у коллег, уважение к чужому мнению и чужой культуре. Однако сказанное не означает, что QT, нанимая сотрудни¬ков, исходит исключительно из субъ¬ективного мнения. Наоборот, все кан¬дидаты проходят жесткую процедуру отбора, при которой оцениваются их личностные особенности, в частнос¬ти, терпеливость и общительность. Компания составляет психологичес¬кий портрет «идеального» кандидата, основанный на качествах ее самых сильных сотрудников.
Подтасовать результаты проверки трудно. Кандидату приходится не¬сколько раз отвечать на один и тот же, но по-разному изложенный вопрос, и представители компании, анализирую¬щие результаты собеседования, заметят чересчур «правильные» ответы и пото¬му будут особенно пристрастны на по¬вторной встрече. Кандидата попросят вспомнить какие-нибудь случаи из жиз¬ни, в которых проявился его характер. Например, если речь зайдет о работе с «трудными» покупателями, то интер¬вьюер постарается понять, сможет ли


кандидат хорошо обслуживать людей. Кто был виноват в возникшем кон¬фликте — клиент или продавец? Нашел ли продавец нестандартный выход из положения? Что бы он предложил те¬перь, задним числом? Все интервью проводят сотрудники, некогда занимав¬шие должность, на которую претендует кандидат, поэтому в своем выборе они руководствуются и личным опытом.
Вопреки устоявшейся в отрасли тра¬диции директора магазинов не прини¬мают решение о найме сотрудников — это сфера компетенции руководите¬лей восьми региональных подразделе¬ний компании. На это есть две причи¬ны. При таком централизованном найме, во-первых, легче придержи¬ваться единого стандарта, что позволя¬ет при необходимости назначать со¬трудников в любой магазин (хотя компания старается предоставлять им работу как можно ближе к дому). Во-вторых, меньше вероятность того, что директор магазина, у которого нет ни времени, ни навыков кадрового подбо¬ра, наймет слабых работников, из-за чего начнет падать стоимость брэнда в рамках и самого магазина, и компа¬нии в целом.
Уделяя основное внимание чертам характера, а не предыдущему опыту, эти компании находят людей, не про¬сто знающих розничную торговлю, но обладающих необходимыми для такой работы качествами. В Wawa ищут лю¬дей «с огоньком». С конца 1980-х ком¬пания удовлетворяет свою потребность в рабочей силе следующим образом: каждое лето она приглашает подрост¬ков из Великобритании и Ирландии поработать в ее магазинах, располо¬женных в Нью-Джерси. В Европе учеб¬ный год заканчивается в середине июня и каникулы длятся до октября (в Америке каникулы часто бывают с мая до середины августа). На побере¬жье штата Нью-Джерси сезон отпусков продолжается до сентября (иногда и дольше), и между магазинами идет жесткая конкуренция за рабочую силу. Поэтому Wawa в первой половине лета нанимает американских студентов,



а затем привозит английских и ирланд¬ских, которые поначалу работают па¬раллельно с американцами. Компания поддерживает связь с несколькими ир¬ландскими колледжами, готовящими специалистов для сферы общественно¬го питания, поэтому студенты рассмат¬ривают свою работу в Wawa не просто как возможность побывать в США, но и как полезный опыт, который приго¬дится им в будущем. А поскольку этой программе уже больше 20 лет, каждое новое поколение студентов узнает о ра¬боте в Wawa от старших товарищей, которые таким образом способствуют популярности брэнда.
Развивать способности сотрудни¬ков. В розничной торговле часто счи¬тается, что незаменимых работников нет. Такое отношение вызывает соот¬ветствующую реакцию. Исследования раз за разом показывают, что люди подтягиваются или, наоборот, опуска¬ют руки в зависимости от того, чего от них ждут. Это правило универсаль¬но, идет ли речь о школьниках, кото¬рые начинают лучше учиться после то¬го, как учитель назвал их способными, или о сотрудниках компании, которые в ответ на признание их заслуг добива¬ются более высоких результатов. Wawa и QT получают от своих сотрудников большую отдачу потому, что верят в них и многого от них ждут.
Обычно в розничной торговле обу¬чению продавцов не придают большо¬го значения: на профессиональную подготовку уходит в среднем семь ча¬сов на человека. Проводят ее, как пра¬вило, вне магазинов или в небольших тихих филиалах, чтобы новые сотруд¬ники не мешали работе. В QT, однако, к подготовке сотрудников относятся иначе. Каждому только что взятому в штат сотруднику назначают личного наставника, прежде занимавшего та¬кую же должность (чаще всего он рабо¬тает в отделе персонала соответствую¬щего регионального подразделения

и сам нанимал своего подопечного). Первые две недели наставник и ученик работают в одну смену — в том магази¬не, в который взяли новичка. За это время новый сотрудник знакомится с коллегами и получает более-менее полное представление о будущей рабо¬те: ее напряженный ритм не станет для него неожиданностью.
Компании поддерживают сотрудни¬ков не только на первых порах. Wawa, например, поощряет желание учиться в колледжах и не важно, на каком фа¬культете — биологическом, историчес¬ком или философском, и возмещает плату за обучение в трех учебных заве¬дениях, с которыми у нее налажены партнерские отношения. Топ-менедже¬ры уверены, что высшее образование полезно и для самих сотрудников, и для компании, поскольку развивает

у людей уверенность в своих силах и способность к критическому анализу. Этим Wawa заметно отличается от дру¬гих компаний. У нее есть и своя учебная база; здесь сотрудникам предлагается обучение по многим предметам (всего их больше ста), включая безопасность на производстве, управление складски¬ми запасами и навыки работы с людь¬ми. Если директор магазина решит, что всем его сотрудникам нужно прослу¬шать лекции по какой-то теме, то ком¬пания присылает в магазин преподава¬телей — либо собственных, либо из колледжа. Многие сотрудники ценят внимание, которое в Wawa уделяют об¬разованию — этим (наравне с другими причинами) объясняется тот факт, что, несмотря на средний уровень оплаты труда, здесь низкая текучесть кадров.
Люди вкладывают в работу душу, если связывают свое будущее с компанией. В QT сотрудникам помогают профес¬сионально расти, поэтому они знают, что могут сделать тут карьеру. Директо¬ра 462 магазинов и почти все топ-мене¬джеры когда-то пришли в компанию на низшие должности и поднимались со ступеньки на ступеньку. Корпоративная культура поощряет и командную рабо¬ту: менеджеры с симпатией относятся к подчиненным и тем самым дают им пример для подражания. В этих компа¬ниях рядовые сотрудники реже, чем в других местах, противопоставляют себя руководству, оперируя терминами «мы» и «они».
QT поддерживает лояльность сотруд¬ников и другим способом — с помо¬щью индивидуализированных соци¬альных пакетов. Штатные сотрудники


с первого дня получают полную меди¬цинскую страховку (работающие на полставки — ограниченную), им также отчасти компенсируются расходы на лечение, не предусмотренные страхо¬вым полисом. QT славится гибкой по¬литикой в отношении отпусков. Компа¬ния оплачивает штатным сотрудникам (в зависимости от стажа) 25 дней отпу¬ска и десять дней — по больничному листу. Кроме того, они могут взять за свой счет две недели отпуска и десять отгулов по семейным обстоятельствам, например чтобы сходить к детям на школьный спектакль или выпускной вечер. Необычной для розничной тор¬говли возможностью пользуются поч¬ти все сотрудники. Это выгодно и са¬мой компании, ведь иначе сотрудники, которым надо отпроситься с работы по личным делам, просто звонят с утра в магазин и сообщают о том, что забо¬лели. В таком случае страдает качество обслуживания. А заранее зная об отсут¬ствии подчиненного, начальник найдет ему замену.

И наконец, сотрудники обеих компа¬ний получали поддержку, необходимую им, чтобы как следует исполнять свои обязанности. Для этого, например, ди¬ректора магазинов Wawa дважды в год оценивают работу своих подчиненных. Продавцы могут обсудить результаты оценки с «экзаменаторами» и понять, что им делать, чтобы достичь более высоких показателей.
Столь же дотошно компания анали¬зирует работу отделов маркетинга и персонала — и точно так же ждет от них улучшений. Один из опросов, на¬пример, показал следующее: менедже¬ров магазинов раздражало, что часто они не могут дозвониться до маркето¬логов и им приходится оставлять сооб¬щения на автоответчике. Отдел марке¬тинга оперативно создал колл-центр, чтобы менеджеров немедленно соеди¬няли с нужными им сотрудниками. Су¬дя по результатам голосования в конце года, именно отдел маркетинга Wawa добился наибольшего прогресса в сво¬ей работе.
Воспитывать гордость за свой брэнд. В розничной торговле обслу¬живание — одна из ипостасей брэнда, а качество обслуживания напрямую

Категория: Мои статьи | Добавил: Svetlana (10.05.2010)
Просмотров: 370 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: