Преимущества - важнее цены
Для клиента невероятно важно в какой-то момент прийти к
тому, что в его голове будут шевелиться и звучать всего две мысли:
1. Скупой платит дважды.
2. Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи.
К сожалению, нам, торговцам, просто недопустимо произносить
эти фразы и самостоятельно подавать их к клиентскому столу принятия решений.
Есть опасность спугнуть. Кроме того - в этих дфух тезисах можно усмотреть и
оскорбительный оттенок. Но для того, чтобы внедрить в клиента эти два тезиса,
вполне достаточно лишь несколько раз настойчиво подать третий тезис:
"Преимущества - важнее цены".
В соответствии с законом жестких ассоциативных связей
озвученный третий тезис родит в полушариях клиента те первые два, которые нам и
нужны.
УКАЗАТЬ НА ПОТЕРИ, КОТОРЫЕ КЛИЕНТ ПОЛУЧИТ ПРИ ОТКАЗЕ ОТ
ПОКУПКИ
На нормальном языке, без всякой хитроумной маскировки эта
рекомендация должна звучать вот так: "Клиента нужно пугать!"
- Давайте, кстати, задумаемся, что будет служить более
сильным аргументом для осуществления покупки: посула обретения или запугивание
потерей? Правильно, второе - сильнее. Может быть потому, что сулители нас
слишком часто обманывали, и мы уже привыкли с подозрением относиться к их
обещаниям.
Этим приемом с особенным постоянством пользуются торговцы
косметикой. Женщины не так плотно ведутся на обещание получения новой, нежной,
увлажненной, гладкой, шелковистой и бархатистой кожи, как на коварное
предупреждение о том, что они рискуют потерять и ту кожу, которая у них все еще
осталась до сих пор...
РАСКЛАДЫВАТЬ ЦЕНУ НА СОСТАВЛЯЮЩИЕ
Это совсем просто и легко для большинства товаров и услуг.
Нужно только творчески подойти к разложению своего продукта на куски,
фрагменты, части и дополнения.
"Когда-то мне понадобилось купит рабочий уголок для дочери,
которая засобиралась в первый класс.
Я пришел в мебельный магазин.
В одном из его закоулков стояло то, что я искал.
Стол с тумбами, местом для системного блока компьютера и
выдвижной доской для клавиатуры. На столе многоэтажилась надстройка - с
полочками, ящичками и прочими отсеками.
На столе стоял ценник - 760 р.
И я попросил:
- Выписывайте!
Уже у кассы, взглянув на счет, я обнаружил несколько иные
цифры. Там значилось: 1520 р. 00 коп. Есть ведь разница? И есть ведь
основание для вопроса:
- Ребята, как же так?
Но ребята подвели меня к тому месту, где я свершил выбор. И
я сам заметил: да, на столе стоял ценник с той ценой, которая мне так
понравилась. Но я не разглядел второго ценника, стоявшего на надстройке. Там,
как и на столе, стояло: 760 р. 00 коп.
Не знаю, может быть, в этом есть доля риска. Может быть,
кто-то после такого самообмана так обидится на самого себя, что плюнет и уйдет
восвояси ни с чем - к новым опискам. Но я не такой.
Я ведь знаю, как продаются такие вещи. Я должен был получить
две картонных упаковки - две части своеобразного "Конструктора" для
взрослых. Там в тех упаковках - разобранные стол и надстройка, чертежи и
крепеж. И я успел представить, как будет озадачена дочь - по чертежу она ведь
не сможет представить облик нашей мебельной обновки. Заинтригованная, она будет
мне помогать - подавать отвертки, винты и ключи. И, наконец, обрадуется. когда
в почти собранной конструкции угадает черты своего нового рабочего места. Представляете
- рабочее место первоклассника! Мы с ней проведем, ползая с отвертками на полу,
редкий и приятный вечер! Кроме того - я ведь уже успел прикинуть, что стол
идеально уместится между креслом и шкафом, и потому приобретение не потребует
глобальной перестановки. А этому будет очень рада жена...
И, в конце-то концов, ведь 760 + 760 - это гораздо меньше,
чем 1520 !!!
Вот что значит - "раскладывать цену на
составляющие"...
"Отделить" можно не только какую-то часть, но,
например, - доставку, сборку, сервис. Или, что еще проще - не показать на
ценнике столь же крупно как и цену, пресловутый НДС (налог на добавленную
стоимость). Последнее замечательно работает в специальных изданиях - в цифровых
массивах прайс-строк. Ведь клиент выберет несколько предложений с минимальной
ценой. При живом контакте его легко "доведут", а мы, очень честные,
останемся даже без клиентского заинтересованного телефонного звонка...
Вот принцип, древний как мир:
ИЗБЕГАТЬ ОКРУГЛЕННЫХ ЦИФР
У нас по городу бегает рекламный "Ford". На его
борту - броская надпись: "Всего $9998!" Ну кто скажет, что 9998
долларов всего чуть-чуть меньше, чем 10000?! Ведь разница колоссальна!
Мы потешались и будем всегда потешаться над ценниками, на
которых выведено: 99 р. 99 копеек. Но наше подсознание всегда твердило и
всегда будет нам твердить: "Это МЕНЬШЕ, чем сотня!"
Кстати, не обязателен "недобор". 1005 р.-
это выгляди гораздо более серьезным, обоснованным, это выглядит гораздо более
дотошно "осмеченным", нежели легкомысленная, среднепотолочная,
отфонарная "тыща"!..
Напоследок разговору о ценовых играх, несколько строк о
трюках покупателя.
Во-первых, профессиональному покупателю всегда, во что бы то
ни стало, но позарез необходимо хоть на чем-нибудь опустить ваш товар: "Да
ваша картошка и обсохла-потрескалась, и вся в "глазках", и, небось,
еще и из Чернобыля!"
Это нормально. Так должно быть. Не надо нервничать и дергаться.
Так и воспринимайте, как еще одно правило - "НЕ НАДО НЕРВНИЧАТЬ И НЕ НАДО
ДЕРГАТЬСЯ!" Это просто игра - поверьте мне. Ведь мне приходится учить как
профессиональных продавцов, так и профессиональных покупателей. ОК, как
интересно было бы провести общую, совместную программу для какого-нибудь
постващика и его клиента. Но ведь на это никто не пойдет...
И, во-вторых, такие профессиональные покупатели, какими
являются товароведы, умело используют еще один прием. Он называется -
"выдергивание одной строки". В чем его суть?
Если у вас прайс-лист - как большая простыня, то товароведу
не надо критиковать вашу общую ценовую политику. Достаточно выхватить всего
одну строку и возопить:
- Как?! Минеральная вода "Козлиное копытце" у вас
стоит целых две гривни?! Свободны!
И пойманный агент рассыпается максимальными скидками...
Чтобы этому противостоять, можно использовать так называемый
"открытый прайс":
- А почему это у вас цены не проставлены?
А вы с обезоруживающей улыбкой:
- Выставьте свои!
Ведь все равно вы не продадите ниже той цены, которую
определили как минимально возможную? Так почему не поиграть? В конце концов, вы
сможете уловить ценовые притязания закупщика.
А можно поступать и так:
- Вы просите цены? Так я вам их обязательно дам. Вот они у
меня тут. Я вам их оставлю. Вы спокойно их себе посмотрите. А я загляну ровно
через недельку!
А через недельку у товароведа уже не будет оснований
проворачивать трюк "выдергивание одной строки". Правда, он сможет
задействовать другие приемы... Деревицкий А.
|