Больше мотивация – лучше результат?
Наша мотивация необычайно интересна. Мы, даже на подсознательном уровне,
всё-таки не настолько бесконечно бестолковы, манипулируемы и предсказуемы. Это
подтверждается целым рядом очень интересных исследований. Я расскажу вам всего
о паре из них.
Два классических постулата теории мотивации гласят:
1) если вы награждаете, то взамен получаете больше желаемого поведения;
2) если вы наказываете, то получаете меньше соответствующего поведения.
Знакомо, не правда ли? Всем известный метод кнута и пряника. Морковки и
стимула. Для непосвящённых напомню, что стимулом (стимулюсом) называли палку с
острым концом для того, чтобы подгонять ослов. Стимулировать их, так сказать.
Мотивировать, другими словами. Вы, между прочим, только что стали немножко
другими людьми: вы уже не сможете воспринимать фразы наподобие «это дало мне
мощный стимул», как раньше. Теперь у вас всегда перед внутренним взором будет
всплывать картина с ослом, которого эдак ненавязчиво... хм... стимулируют. И
очень возможно разовьётся желание избегать внешних стимулов, заменяя их своими,
внутренними, устраиваемыми себе самому.
Так вот, приведённые выше два утверждения можно легко себе визуализировать в
виде известной картинки: осёл, к голове которого привязана палочка с морковкой.
Ну, и стимулюс там тоже где-нибудь пририсуйте... Осёл – это не так уж и обидно,
осёл – довольно умное животное, но это – тема отдельной статьи. На данный
момент просто примите к сведению, что ослы – чрезвычайно умные животные. Это
знать совершенно необходимо, даже если это не так, потому что на картинке с
морковкой в роли осла очень часто, практически каждый день, бываете вы сами.
Внутренние распорядки организации, в которой вы работаете, законы государства,
в котором вы живёте, во многом построены по этим принципам.
В Массачусетском технологическом институте провели эксперимент, чтобы проверить
эти два утверждения.
Группе студентов были даны самые разные задания: запоминание рядов чисел,
решение кроссвордов, пространственные головоломки и физические задания, такие,
как, например, броски в кольцо. Чтобы поощрить и увеличить их продуктивность,
были установлены три уровня наград:
* студенты показавшие приемлемую отдачу, получали небольшой денежный приз; *
если отдача была очень хорошей, то наградой был денежный приз среднего размера;
* и, наконец, если продуктивность была выдающейся, то студент получал большой
денежный приз.
Де-жа-вю, не правда ли? Мы видели это уже много раз, это типичная система
премирования/вознаграждения в средней организации: наградить самых
производительных, проигнорировать неудачников, а остальные... Ну, остальные
тоже чего-нибудь получают, да...
Итак: у студентов были задания, у студентов были мотивы, стимулы...Что же в
результате выяснили организаторы эксперимента? До тех пор, пока выполнение
задания требовало только механических навыков, бонусы работали именно так, как
и было задумано: чем больше оплата, тем выше производительность. Но как только
задание требовало хотя бы рудиментарных когнитивных (познавательных,
мыслительных) навыков, другими словами, приложения интеллекта, более высокий
бонус приводил к худшей производительности.
Как это возможно?! Такие выводы напоминают заговор социалистов! Тем более
странно, если учесть, что исследование финансировалось Федеральным Резервным
Банком, а среди организаторов были матерые, как это было принято писать в
советские времена, буржуазные экономисты из МТИ, Университета Чикаго и
Университета Карнеги – Меллона.
Эксперимент решили повторить в Индии, решив, что, возможно, 50$ для студента
МТИ – недостаточная мотивация. В Индии же 50-60$ – серьёзная сумма денег. Итак,
вознаграждения были установлены в размере двухнедельной зарплаты за более-менее
приемлемые результаты, месячной зарплаты – за хорошие результаты и двухмесячной
зарплаты за выдающиеся. Результаты оказались практически теми же, за
исключением того, что особенной разницы в производительности между первыми
двумя группами отмечено не было, а самые высокие бонусы привели к ещё большему
провалу.
Как оказалось, не такая уж это и аномалия. Такие результаты подтверждались
снова и снова и снова – физиологами, социологами и экономистами. Снова и снова.
Для простых «прямолинейных» заданий схема «морковка перед
носом на палочке» – «если сделаешь это, получишь это» – работает великолепно.
Для алгоритмичных заданий, выполняя которые, нужно просто следовать правилам –
выдающиеся результаты.
Но как только задача становится сложнее и начинает
требовать концептуального, творческого мышления, такой вид мотивации
перестает работать.
Текст: Андрей Десятников
|